Самурайский шлем из многослойного папье-маше
фото 1 | фото 2 | фото 3 |
Голову куклы обтягиваем пищевой пленкой и лепим из пластилина шлем. Детали можно выполнить из подручного материала: шнура, картона, бусин (фото2). Шлем опалубкой поделим на четыре части, чтобы избежать «замков», т.е. избежать той ситуации, когда невозможно вытащить пластилиновую модель из гипса, а в дальнейшем из папье-маше, не разрушив ее. Выполняем опалубку первого сектора из мягкого пластилина, здесь детский синего цвета, высотой около 2-х см, прижимая ее плоским инструментом к объекту, чтобы не было щелей (фото 3). |
фото 4фото 6 | фото 5фото 7 |
Берем срезанный резиновый детский мячик, наливаем воду комнатной температуры, насыпаем туда гипс с небольшой горкой, примерно 1:1 гипса и воды. Можно использовать строительный гипс, алебастр (фото 4), но лучше, конечно, гипс для выполнения лепнины - Г 16. Хорошенько быстро перемешиваем, разбивая комки и выгоняя воздушные пузыри, и, когда полученная смесь приобретет сметанообразную консистенцию, набрызгиваем ее на скульптуру (фото 5). Затем докладываем гипс, стараясь, чтобы толщина гипса везде была примерно одинаковой, около 2-3 см (фото 6). Через 10 минут, когда гипс схватится, снимаем часть опалубки (фото 7). |
фото 8фото 10 | фото 9фото 11 |
Открытую часть гипса смазываем мыльным раствором, можно вазелином или кремом, чтобы создать разделительный слой между кусками гипса (фото 8). Выполняем опалубку (фото 9). Гипсуем эту часть шлема (фото 10). Повторяем процедуру, чтобы полностью заформовать шлем, затем пока гипс еще не окончательно затвердел, ножом обнажаем границу между кусками, чтобы она была хорошо видна (фото 11). В результате получилась форма из четырех кусков. Покрываю ее мыльным разделительным раствором (фото 11). |
фото 12фото 14фото 15 | фото 13фото 16 |
Для того, чтобы гипсовые куски не распадались в процессе изготовления папье-маше, я выполняю верхнюю объединяющую гипсовую «шапочку» (фото 12). В результате получается двухслойная шапочка (фото 13). После того, как гипс хорошо окрепнет в течение примерно суток, начинаю разбирать форму. Снимаю объединяющую "шапочку" (фото 14). И начинаю аккуратно, стараясь не ломать гипс, расшатывать границу между кусками плоским инструментом, пока части не отделятся друг от друга (фото 15 и 16). |
фото 17 | фото 18 |
Хорошенько просушиваем форму, можно на батарее, на солнце. Только не в духовке, т.к. гипс станет хрупким, природу не обманешь. Смазываем форму вазелином (лучше кремом для рук), излишки крема удаляем (фото 19). Собираем форму (фото 17). Варим клейстер. В кастрюлю наливаем два стакана горячей воды, добавляем половину стакана муки, половину чайной ложки костного (мездрового) сухого клея (фото 18), хорошенько размешиваем, ставим на медленный огонь. Клейстер нельзя кипятить, т.к. он теряет клеящие свойства. Можно варить его на водяной бане. Непрерывно помешиваем до тех пор, пока клейстер не загустеет, а костный клей не растворится. Костный клей необходим в клейстере для липкости. В горячем виде клейстер должен иметь сметанообразную консистенцию. |
фото 19фото 21 | фото 20фото 22 |
Чтобы получить полное повторение формы первый слой выкладываем из паперклэя толщиной 1-2 мм (фото 20). Другие пластики не подходят, т.к. трескаются и отслаиваются от папье-маше. Затем смазываем его тонким слоем клейстера и выкладываем 4-6 слоев бумаги, чередуя газету и крафт. Загибаем бумагу на плоские края формы, формируя при этом так называемые «ушки» (фото 21). За эти «ушки» потом удобно будет вытаскивать шлем. Чем суше (меньше клейстера) выкладывается папье-маше и чем сильнее прижимаются слои друг к другу, тем лучше его качество. Когда папье-маше высохнет (начнет слегка болтаться в форме и потрескивать как меренга), аккуратно разбираем форму, вытаскиваем шлем (фото 22). Срезаем «ушки» хорошо заточенным ножом, стараясь держать его перпендикулярно по отношению к линии среза. Готовый шлем после окрашивания и детализации показан на фото 1. |