Изготовление многослойного папье-маше на основе скульптуры, выполненной из пеноплэкса
Возможно, в «кукольном деле» слишком много ремесла и можно заблудиться в нем как в тех трех деревьях, а леса не увидеть. Забыть, увлекшись деталями, главное – тот цельный образ, который вдохновлял на создание куклы. Действительно, для того, чтобы сделать куклу нужно уметь рисовать, лепить, расписывать, формовать, паять, пилить, сверлить, шить, вышивать и т.д. Дальнейший рассказ, таким образом, пойдет о трех соснах, в которых я желаю не заблудиться ни вам, ни себе. |
Когда кукольный образ сложится в голове, необходимо продумать из каких материалов будет сделана работа, как она будет крепиться к подставке, костюм, цвет, роспись и т.д. Затем выполняется рисунок композиции в натуральном размере (так называемый, габаритный рисунок), чтобы стали ясны все пропорции и детали. Подбираются цвета, в данном случае это - третичная триадная комбинация: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая. |
фото 1 фото 3 |
фото 2 фото 4 |
На фото 1 показан габаритный рисунок работы «Курильщик луны». Композиция состоит из четырех предметов: кальян, курильщик, восточный кувшин, лодка-луна-подставка. Рисунок выполнен в двух ракурсах в «фас» и "профиль». Красным цветом показаны места, где детали крепятся между собой. Они будут укреплены сосновыми брусочками. |
фото 5 фото 6 |
фото 7 |
С телом «курильщика» поступаю также. Набираю объем, используя «фас», рисую профиль на склеенной детали (фото 5), делаю грубую обрубовку (фото 6), затем детализирую (фото 7). Вырезаю руки, ноги. Полностью собираю фигуру, соединяя детали бамбуковыми шпажками (фото 8). |
фото 8 фото 10 |
фото 9 фото 11 |
В места крепления, помеченные на эскизе красным, в углубления вклеиваю деревянные брусочки, с помощью дрели выполняю по 2 отверстия в каждом брусочке (фото 9). В дальнейшем, чтобы избежать вращения деталей, каждая из них монтируется на два отрезка медной проволоки и эпоксидную смолу. В дне подставки — лодки делаю углубление и с помощью расплавленного полиэтилена заполняю его свинцовой дробью для того, чтобы придать всей скульптуре устойчивость. Если кукла крепится ногами к подставке, то внутрь каждой ноги вставляется проволока. Для этого нога из пеноплэкса продольно разрезается, делается неглубокий желобок, в него укладывается проволока. Части ноги склеиваются и затем машируются (фото 10). |
фото 12 | фото 13 |
После того, как замашированные детали хорошо высохли, выглаживаю их грубой, а затем тонкой шкуркой (фото 12). Собираю полную композицию, монтируя детали на бамбуковые шпажки (фото 13). |
фото 14 фото 16 |
фото 15 фото 17 |
Все тонкие детали выполняю на основе проволочного каркаса, в том числе, и кисти рук. Для этого из проволоки выгибаю каркас, следуя рисунку, свободные концы склеиваю на «Момент» и обматываю нитками. Потом эти концы проволоки будут вклеены в руку. С помощью плоскогубцев придаю проволочным кистям рук необходимую позу (фото 14). Если кисти большие, укрепляю каркас кусочком тонкой тряпочки, пропитанной ПВА. Затем оформляю пластиком пальцы, ладонь и тыльную сторону кисти. |
фото 18 фото 20 |
фото 19 фото 21 |
Наносим беспорядочные мазки бирюзовой акриловой краской (фото 18). Хорошенько просушиваем предмет. Покрываем «лодку» тонким слоем клея мордана или масляного лака, разбавленный терпентином (1:1), просушиваем. Покрываем весь предмет разноцветной фольгой, используя кисточку. Приглаживаем листки фольги мягкой тканью (фото 19). Осторожно процарапываем крупной шкуркой всю поверхность. Чтобы получить эффект большей состаренности, протираем поверхность тряпочкой, смоченной в терпентине (фото 20). Конечный этап - покрываем предмет акриловым лаком. Основой под роспись «кальяна» и «курильщика» служит 2-3 слоя светло-охристой матовой акриловой краски. После высыхания основа не должна размываться водой. Если это не так, то в краску добавляем немного акрилового бесцветного лака. Краску наносим кисточкой в разных направлениях, тогда поверхность остается практически ровной (фото 21). Хорошенько просушиваем. |
фото 22 | фото 23 фото 24 |
Перед тем, как нанести узоры на «кальян», покрываем его поверхность жидким раствором светло-фиолетовой краски, акварели с добавлением акрилового бесцветного лака. Как только краска высохла, вытираем предмет чуть влажной тряпочкой, оставляя фиолетовый оттенок во впадинах (фото 22). Затем наносим узор акриловыми красками, роспись закрепляем матовым акриловым лаком-спреем. Так же поступаем с лицом «курильщика». Теперь «одеваем» «курильщика». Ножки обтягиваем вначале оранжевым атласом, сгибы ткани приклеиваем на «Момент», сверху пришиваем красно-охристую тюль. Обувь выполняем из картона, медной проволоки, обтягиваем детали синей с фиолетовым отливом тканью (фото 23). В заключение наносим на туфли «восточные» узоры блестящим акриловым контуром. Тело «курильщика» тоже обтягиваем тканью, ноги приклеиваем, фиксируя положение бамбуковыми шпажками (фото 24). Руки тоже приклеиваем на бамбуковые шпажки (фото 25). |
фото 25 | фото 26 |
После этого закрываем наружные швы. Все детали монтируем на двухкомпонентную эпоксидную смолу, фиксируя их отрезками медной проволоки, вставленными в отверстия сосновых брусочков (фото 26). |